Приветствую Вас Гость | RSS
Суббота
17.04.21, 17:04:35
Вышивалочка
Главная Форум. Вышивка крестом Регистрация Вход

Победители конкурса "Свободный полет-2020" Конкурс "Новый год"
1 место 2 место 3 место Лидер-профи Приз симпатий жюри Приз зрит.симпатий  
Старец Пейзаж в светлых тонах Танец любви Рожь Яуза зимой Старец Подарок Елочка, гори!
Irina_Sun ПЕЛЕ SOLO BONA Сибирская_кошка Irina_Sun marianna SOLO

Подать заявку на конкурс профессионалов "СВОБОДНЫЙ ПОЛЕТ-2021"


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Машося  
Форум. Вышивка крестом » ~ ДРУГИЕ ВИДЫ РУКОДЕЛИЯ » Работы в разнообразных техниках рукоделия » Азы декупажа
Азы декупажа
LyudmilaДата: Четверг, 06.12.12, 17:30:20 | Сообщение # 1
Имя: Людмила
Остроумный Эксперт
Группа: Почетные умы
Город: Киев
На форуме с: 26.06.08
Сообщений: 3395
Статус: Offline
Что такое декупаж?
С чего начать?
Какие инструменты и материалы нужны?
Как приклеить мотив?
…. ответы на эти, и не только, вопросы я попыталась собрать из разных источников.
Что-то из описанного я испробовала на собственном опыте, о чем-то только читала. В любом случае, информация лишней не бывает.
Если кто хочет дополнить, задать вопросы или поделится своим опытом – милости прошу!


Самое безопасное животное на земле - это мужчина в первые пять минут после хорошего секса.
... за счастьем....

Хвасты Процессы Декупаж
 
LyudmilaДата: Четверг, 06.12.12, 17:41:13 | Сообщение # 2
Имя: Людмила
Остроумный Эксперт
Группа: Почетные умы
Город: Киев
На форуме с: 26.06.08
Сообщений: 3395
Статус: Offline
Немного истории декупажа для общего развития

Слово decoupage происходит от французского глагола decouper - разрезать.

Декупаж имеет длинную и очаровательную историю, которая ведет нас в прошлое через разнообразие стилей и стран.

Среди знаменитостей, увлекавшихся декупажем - Мария Антуанетта, Мадам де Помпадур, Лорд Байрон, Денди Бруммел, Матисс и Пикассо.

Еще в 12-ом веке, китайские крестьяне создавали яркую цветную бумагу - cutout, чтобы украсить окна, фонари, подарочные коробки и другие вещи.

Считается, что китайский опыт в "экспериментах" с ножницами, переняли кочевники Восточной Сибири, где китайскую цветную бумагу cutout, использовали для украшения предметов и стен курганов (могил) Сибирских кочевников, которые относятся к временам до Рождества Христова.

Немецкие и Польские ремесленники также использовали бумажные вырезки для художественного оформления мебели в течение несколько столетий.
Польские женщины и дети, в частности, развили огромный навык со свернутыми цветными листами бумагами (из журналов и газет), которые они вручную вырезали и складывали в геометрические формы, стилизуя под птиц, животных и цветы.

Дальневосточное искусство лаковой росписи 17-ого столетия, примененное, главным образом для отделки мебели, и считается родоначальником современного искусства декупаж.

Восточные предметы утвари и мебель, расписанные лаком, украсили фешенебельные европейские дома, и мода на них не проходила. Торговцы не могли в полной мере удовлетворить заказы европейцев на расписанную лаком мебель из стран Дальнего Востока.

В результате, Венецианские краснодеревщики и лаковых дел мастера (так называемые, depentore) начали производить поддельные лаковые вещи, чтобы не отставать от запросов покупателей. И вещи, выполненные в данной технике, были известны как lacca contrafatta (lacca - лак, contrafatta-подделки).

Ремесленники нанимали учеников, чтобы они цветными красками переносили на бумагу сюжеты картин и гравюр самых знаменитых художников. Затем, приклеивали эти рисунки к деталям мебели, музыкальных инструментов и т.д. и покрывали несколькими слоями лака. В результате получалась прекрасная мебель и предметы искусства, которые называли object d'art, которые были очень похожи на настоящие популярные вещи, привезенные купцами из Китая и Японии.
Параллельно, богатая знать приглашала самых знаменитых живописцев, что бы они раскрасили мебель, стены и потолки.

Цены на object d'art и работы маститых живописцев, были очень высоки, и большинство людей не могли себе позволить приобрести работы знатных мастеров.
Как альтернатива object d'art, развилось целое направление в художественном оформлении: покупались рисунки художников "одного дня", из них вырезались картинки, наклеивались и покрывались лаком.

Вещи, украшенные таким образом, получили альтернативное термину object d'art название - l'arte del povero , что означает искусство бедняков (l'arte - искусство, povero - бедный человек).
(Следует заметить, что сейчас это "искусство бедняков" на аукционах продается за астрономические цены!)

Аристократки пошли дальше, нежели мастера краснодеревщики, - вырезанными из настоящих живописных полотен деталями они стали украшать шкатулки, болванки для париков, обклеивали ширмы и всякие туалетные принадлежности, уделяя этому занятию многие часы.

Работы Boucher, Watteau, Fragonard, Redoute, Pillement и многих других выдающихся художников нашли свою липкую смерть в нежных ручках аристократок. Даже сейчас можно найти много великолепных примеров этой прекрасной вырезки, окраски и дизайна на антикварных бюро, шифоньерах и подобных деталях меблировки.

Для иллюстрации популярности этой художественной формы, необходимо упомянуть о некоей госпоже Мэри Деланей, что жила в Англии с 1700 г. до 1788 г.
Эта очаровательная, остроумная и талантливая женщина была наперсницей Короля Джорджа III и Королевы Шарлотты. Среди ее близких друзей были Уильям Хогарт, Джонатан Свифт и сэр Джозеф Банки.

Удивительно, что в возрасте 71 года, Мэри начала создавать изящное и ботанически точное воспроизведение растений и цветов, нарезая прекрасную бумагу и вручную расписывая ее. Она работала над своей " бумажной мозаикой "(как она сама назвала свой проект) до 88 лет, пока ей не пришлось уступить терпящему неудачу зрению. Сегодня эту превосходную работу можно увидеть в Британском Музее.

Подобно госпоже Деланей, много знатных дам Англии 18-ого века были настоящими знатоками ножниц и были поглощены искусством декорирования вырезанными из бумаги cutout изображениями под лаком.

Совмещение вырезания и общих навыков лакировки были известны в Англии как Japanning.

В 1760 году некий Лондонский издатель по имени Роберт Сейер, выпустил большую популярную книгу под названием "Развлечение Леди или Искусство Japanning Делать Просто (The Ladies Amusement or The Art of Japanning Made Easy).
Книга содержала 1500 иллюстраций работ художников и ремесленников, а это особенно нравилось праздным леди, которые любили красить, "вырезать и вставлять" очаровательные рисунки. Книга также содержала пять страниц инструкций по тому, как красить, приклеивать, лакировать и полировать cutouts.
Этим инструкциям предшествовали наставления читателю, с советами по комбинации изображений при декорировании. Например; " Если та вещь, которую Вы украшаете, по сути своей европейская", то автор настоятельно просит не помещать на нее "ничего экзотического или нелепого…Мы видели бабочку, поддерживающую слона и вещи, одинаково абсурдные ".

В 19-ом столетии, во времена Викторианской Англии, ручная роспись и искусство вырезания - Japanning, уступили место более сентиментальному искусству коллажа, близкой художественной форме.

Это совпало с введением в обиход Валентинок (Valentine cards), декоративных и рельефных бумаг и шнурков, которыми украшали поверхности типа экранов, стоек ламп, льняных коробок и много другого.

Многие викторианские няньки учили своих моленьких чад украшать различные предметы, применяя кусочки декоративной бумаги. Произведения деток были не столь тонки и опытны, но эти недостатки восполнялись сентиментальным обаянием.

Сегодня декупаж переживает возрождение во всем мире. Активную работу по пропаганде декупажа ведут Гильдии в Америке, Южной Африке, Австралии, Италии, Англии и Японии.

Первая Национальная Гильдия Декупажа была основана в США в 1972 году, и именно она несет ответственность за популяризацию этого очаровательного и красивого искусства в его самой прекрасной форме.

Декупаж - слово 20-ого столетия - пришло от французского слова decouper. Бумага cutouts была разрезана и повторно собрана, а затем приклеена к окрашенной или позолоченной поверхности.

В наиболее традиционной методике применяется 30-40 слоев лака, которые доводятся полированием до красивого гладкого блеска. Однако, cutouts может также помещаться под стекло или, наоборот приподнят, чтобы создать трехмерное изображение.

Кроме того, существуют два направления, которые разнятся по типу бумажных картинок. Одни мастера искусства декупаж вырезают мотивы из полноцветных салфеток, а другие, предпочитают черно-белые изображения мотивов, которые после наклеивания на поверхность, раскрашивают цветными красками.

Очень популярна в настоящее время техника объемного декупажа, или как сейчас принято называть - 3D.

С такой историей, не удивительно, что декупаж все еще развивается и рождает внутри себя новые стили и методы.

С красочным происхождением и разнообразием методов искусства декупаж, возможности для совершенствования этой очаровательной художественной техники бесконечны.


Самое безопасное животное на земле - это мужчина в первые пять минут после хорошего секса.
... за счастьем....

Хвасты Процессы Декупаж
 
LyudmilaДата: Четверг, 06.12.12, 17:43:59 | Сообщение # 3
Имя: Людмила
Остроумный Эксперт
Группа: Почетные умы
Город: Киев
На форуме с: 26.06.08
Сообщений: 3395
Статус: Offline
ИНСТРУМЕНТЫ

Самые необходимые инструменты для декупажа - очень острые небольшие ножницы. Можно использовать маникюрные, медицинские, специальные ножницы для ришелье и гобеленов. Для вырезания из более плотных материалов используют ножницы помасивней, скальпель или специальный нож для декупажа (с вращающимся лезвием).
Кисти - удобно использовать плоскую синтетическую кисть шириной 1-2см. Для крупных предметов лучше использовать кисти большей ширины или валик. Обратите внимание на жесткость кисти. Слишком жесткая кисть оставляет за собой полоски, что очень портит внешний вид. Часто удобнее наносить краску и лак не кистью, а поролоновой губкой.

ВЫРЕЗАНИЕ

Вырезают мотивы из салфеток острыми небольшими ножницами, для вырезания из более плотных материалов используют ножницы, скальпель или специальный нож для декупажа.
Если рисунок на салфетках слишком мелок и тонок для вырезания, то вырезаются крупные элементы, а мелкие дорисовываются очень тонкой кисточкой.
Иногда мотивы из салфеток не вырезают, а вырывают. Делать это будет удобнее, если предварительно чуть влажной кисточкой обвести вокруг мотива.

ГРУНТОВКА

Чтобы все последующие слои краски-лака хорошо ложились на поверхность, ее необходимо предварительно отшлифовать (если позволяет материал), обезжирить и загрунтовать. Можно использовать готовую акриловую шпаклевку или клей ПВА. Иногда функции грунтовки служит дополнительный слой акриловой краски.


Самое безопасное животное на земле - это мужчина в первые пять минут после хорошего секса.
... за счастьем....

Хвасты Процессы Декупаж
 
LyudmilaДата: Четверг, 06.12.12, 19:07:28 | Сообщение # 4
Имя: Людмила
Остроумный Эксперт
Группа: Почетные умы
Город: Киев
На форуме с: 26.06.08
Сообщений: 3395
Статус: Offline
ПРИКЛЕИВАНИЕ

Для приклеивания используется:
- ПВА (разбавленный или неразбавленный)
- специальные клеи для декупажа,
- разведенный акриловый лак,
- клеящий карандаш,
- разбавленный обойный клей,
- клейстер,
- лак для ногтей.
Конечно же большинство используют ПВА. Хотя, как видите, находятся желающие поэкспериментировать. Готовы ли Вы к подобным экспериментам решать только Вам.

Как клеить?

Существует множество способов:
- Плоской кисточкой. Самый распространенный и простой способ. Мотив из салфетки прикладываем на оформляемую поверхность и плоской кисточкой промазываем клеем сверху. Пропитываясь клеем, салфетка начинает растягиваться, поэтому приклеивать следует очень осторожно, расправляя кисточкой образующиеся складочки. Приклеивание следует начинать от середины мотива. Точно так же можно клеить на акриловый лак.

- Утюгом. Нанести лак (в некоторых источниках упоминается ПВА) на поверхность. Дать высохнуть. Приложить вырезанный и отделённый мотив, наложить бумагу для выпечки. Прогладить утюгом. При этом способе практически не образуются складки, но он применим только при декупаже на плоских поверхностях.

- Феном. Нанести лак на поверхность. Дать высохнуть. Приложить вырезанный и отделённый мотив, наложить бумагу для выпечки, феном, горячим воздухом водить на расстоянии 8-10 см над поверхностью (фен не должен быть мощный).
Я так понимаю в этом случае тоже нужно воздействовать на мотив, потому как просто от нагрева феном толку мало.

- Клеевым карандашом. Клеевым карандашом намазать место, где нужно будет приклеить мотив, наложить рисунок, осторожно прогладить резиновым валиком. Для скорости можно просушить феном. Внимание!! Если салфетка приклеена таким способом, сверху нельзя покрывать поверхность акриловым лаком, т.к. появляются пузыри. Хотя бы один слой должен быть - любой вид лака НЕ на акриловой основе. Например, побрызгать автолаком из баллончика. Как бы аккуратно Вы не брызгали лаком из баллончика, он будет лететь в разные стороны, поэтому эту процедуру лучше проводит на свежем воздухе или, в крайнем случае, в закрытой кладовке, подальше от посторонних предметов.

- Лужа клея. Сначала кистью салфетку прикрепить к месту, потом залить клеем так, чтобы салфетка почти плавала. Расправить аккуратно пальцем. Излишки клея убрать сухой салфеткой.

- Смачиванием. Положить салфетку «лицом» вниз на файл. Слегка сбрызнуть салфетку водой из пульверизатора - она не должна быть совсем мокрая. Перевернув файл, приложить мотив на декорируемую поверхность. Начиная от центра распрямить мотив резиновым шпателем, выгоняя пузырьки воздуха и лишнюю влагу.


Самое безопасное животное на земле - это мужчина в первые пять минут после хорошего секса.
... за счастьем....

Хвасты Процессы Декупаж
 
LyudmilaДата: Четверг, 06.12.12, 19:10:17 | Сообщение # 5
Имя: Людмила
Остроумный Эксперт
Группа: Почетные умы
Город: Киев
На форуме с: 26.06.08
Сообщений: 3395
Статус: Offline
САЛФЕТКИ

В настоящее время мотивы чаще вырезаются из трехслойных салфеток, потому декупаж в некоторых языках получил иное название – салфеточная техника. Перед приклеиванием из салфетки вырезают нужный мотив, затем аккуратно снимают два лишних слоя, оставляя только третий с рисунком.
Иногда мотивы из салфеток не вырезают, а вырывают. Для этого надо чуть влажной кисточкой обвести вокруг мотива.


ДЕКУПАЖНЫЕ КАРТЫ


Вырезанный точно по контуру мотив замачиваем в емкости с водой так, чтоб он полностью впитал воду.
Вынимаем и промокаем бумажными полотенцами излишки воды.
Равномерно наносим клей на оборотную сторону фрагмента и на поверхность предмета, с которым работаем. Это дает возможность расправить мелкие детали фрагмента или сместить его, не повредив.
После наклеивания рисунка на поверхность предмета смачиваем палец в клее и промазываем его легким нажатием, избавляясь от пузырьков воздуха (как бы выдавливая их). Обычно воздух задерживается в центральной части деталей, соответственно, начинать верхнее покрытие клеем и "выдавливание" воздуха нужно от центра рисунка.
Внимание! Декупажная бумага никогда не «шкурится» с обратной стороны.

РАСПЕЧАТКИ

Нужный рисунок можно распечатать на принтере и тоже использовать для декупажа. Для распечатки лучше всего брать тонкую, желтоватую бумагу самого низкого качества, т.к. она лучше впитывает в себя краску и значительно тоньше качественной бумаги, следовательно, не так возвышается над поверхностью. Можно использовать так называемую "бумагу для завтраков" (калька).
Для распечатки на белом (нижнем) слое салфетки требуется определенная аккуратность.
Салфетка должна быть шире листа бумаги А4. Проглаживаем салфетку, удаляя складки. Оборачиваем ею лист бумаги и закрепляем с обратной стороны скотчем.
Подготовленный таким образом лист вкладываем в принтер и распечатываем мотив. Первой в принтер идет та сторона, где салфетка завернута и закреплена скотчем.
Для того, чтобы переход от распечатки к основе был менее заметен, можно обработать распечатку с обратной стороны – аккуратно потереть сухой наждачной бумагой («нулевкой») до тех пор, пока не начнет проглядывать рисунок.
Чтобы краски на распечатке не расплывались при наклеивании, её нужно сбрызнуть любым аэрозольным лаком (или лаком для волос).

Самое безопасное животное на земле - это мужчина в первые пять минут после хорошего секса.
... за счастьем....

Хвасты Процессы Декупаж
 
LyudmilaДата: Пятница, 11.01.13, 12:24:55 | Сообщение # 6
Имя: Людмила
Остроумный Эксперт
Группа: Почетные умы
Город: Киев
На форуме с: 26.06.08
Сообщений: 3395
Статус: Offline
КРАСКИ

Краски делятся на несколько основных групп: масляные, алкидные, акриловые, водно-дисперсные, нитрокраски. Их в свою очередь можно разделить на 2 группы: водо-растворимые и краски на основе растворителей.

Масляные краски - краски на основе минеральных или растительных олиф (олифа - проваренное масло). Они долгосохнущие, устойчивы к воздействию воды и механическим повреждениям. В качестве растворителя (чтобы придать краске нужную вязкость) используется скипидар или уайт-спирит. При нанесении и высыхании масляных красок выделяются вредные для здоровья пары растворителя, поэтому в домашних условиях их использование ограничено.

Алкидные краски - краски на основе алкидных смол. Так же, как и масляные, имеют большое время высыхания, но сохнут быстрее. После высыхания они имеют бОльшую устойчивость к механическим повреждениям, могут иметь матовую, глянцевую и полуглянцевую поверхность. Алкидные краски часто имею тексотропную структуру в жидком состоянии, поэтому при нанесении на вертикальные поверхности не образуют потеков. В качестве растворителя так же используется уайт-спирит. При нанесении и высыхании испаряются вредные пары растворителя, поэтому в домашних условиях частое применение нежелательно.

Водно-дисперсные краски - краски на водной основе, в которых в качестве связующего используется поливинилацетат (ПВА) или латекс. Быстро сохнут, легко наносятся. Из-за своей дешевизны могут использоваться для покрытия больших поверхностей. Имеют большую укрывистость. Растворяются водой. После высыхания умеренно устойчивы к воздействию воды и механическим воздействиям. Чаще всего глубоко матовые, но могут быть полуматовые и с шелковистым блеском. При декорировании желательно покрывать защитным слоем лака. Без запаха. Инструмент после использования легко моется водой.

Акриловые краски - краски на основе акрила. После высыхания они более, чем водно-дисперсные, устойчивы к воздействию воды и механической нагрузке. По своей устойчивости могут конкурировать с алкидными красками. В качестве растворителя - вода. Без запаха. Качественная акриловая краска значительно дороже других. Поверхность после высыхания матовая, полуматовая, полуглянцевая, глянцевая.

Нитрокраски - краски, которые в своей основе имеют быстроиспаряющиеся (летучие) растворители. Очень быстро сохнут. Имеют очень вредные испарения. Лучше всего наносятся краскораспылителем. Для их использования нужны специальные условия, поэтому в домашних условиях они не испльзуются.

Как показывает практика, все вышеперечисленные краски в действительности имеют значительно дольшее время полного высыхания, нежели указанное на упаковке. Например, алкидные краски высыхают в течение 24 часов, а полная полимеризация происходит в течение 2-4 недель; водно-дисперсные краски высыхают в течение 12 часов, а полная полимеризация происходит в течение нескольких дней. Это нужно учитывать при выборе краски и ее использовании.

В настоящее время существует очень большое разнообразие лако-красочных материалов, используемых для отделки и декорирования, как отчественных так и зарубежных. Краски каких производителей вы будете использовать, исключительно Ваше решение. Но стоит учесть что местные производители "грешат" нестабильным качеством. Лучшими остаются финские и немецкие краски.

СОВМЕСТИМОСТЬ КРАСОК
Как Вы понимаете, не все краски можно смешать друг с другом. В некоторых случаях можем получить очень неожиданный и неприятный результат.

Алкидные и масляные краски совместимы между собой. Их можно смешивать в любых пропорциях. Можно наносить масляную краску поверх алкидной, алкидную же поверх масляной наносить нежелательно (масляная краска после высыхания остается частично вязкой и верхий слой алкидной краски может потрескаться со временем). Акриловые и водно-дисперсные краски смешиваются между собой в любых пропорциях. Можно наносить акриловую краску на водно-дисперсионную и наоборот. Исключение составляю глянцевые акриловые краски, на них водно-дисперсные наносятся плохо. Водорастворимые краски и краски на основе растворителей между собой не смешиваются и не наносятся друг на друга. За исключением акриловой краски, на которую можно наносить алкидную.

Базовые (белые и прозрачные) краски всех видов могут колероваться колерами, предназначенными именно под эти краски, или универсальными колеровочными пастами, которые подходят как для масляных и алкидных, так и для акриловых и водно-дисперсных красок.


Самое безопасное животное на земле - это мужчина в первые пять минут после хорошего секса.
... за счастьем....

Хвасты Процессы Декупаж
 
LyudmilaДата: Пятница, 11.01.13, 12:34:03 | Сообщение # 7
Имя: Людмила
Остроумный Эксперт
Группа: Почетные умы
Город: Киев
На форуме с: 26.06.08
Сообщений: 3395
Статус: Offline
В большинстве своем в декупаже используются акриловые краски. О них поговорим подробнее.

АКРИЛОВЫЕ КРАСКИ

Насыщенный цвет и легкость в работе с ними - вот наиболее привлекательные качества акриловых красок.
В отличие от масляных красок акрилом можно писать и по бумаге. Акриловые краски - это взвесь пигмента в полимерном связующем. Они легко разводятся водой, но после высыхания становятся необратимыми. Процесс высыхания идет значительно быстрее, чем в случае с масляными красками, поэтому акрил позволяет художнику наносить слои краски практически один за другим. Акриловые краски без запаха (я имею ввиду без резкого запаха ратворителя. Если хорошо принюхаться к банке с краской, легкий спецефический запах все же ощутим.).

Для акриловых красок идеальны кисти с синтетический щетиной, вполне подойдут и кисти из нейлона - натуральная щетина разбухает от влаги и становится ломкой.

Еще одна сложность при работе с акрилом - цвет. Полимерное связующее имеет полуматовый, похожий на молоко оттенок, поэтому в жидком состоянии краска светлей, чем после высыхания. Нужно принимать во внимание это несоответствие, представляя себе, каким же цвет будет в будущем.
Хотя, из любого положения есть выход. Дабы не получить "сюрприз" я всегда пробую краску на отдельной досточке. Поэтому если меня не устраивает цвет после высыхания, я всегда могу его подправить.

В любом случае , решив попробовать акриловые краски, Вы должны быть готовы к возможным ошибкам и неудачам. Но единственный способ их преодолеть - путь экспериментирования.

Акриловые краски имеют меньший блеск, чем масло. Чтобы придать или усилить их блеск, необходимо использовать гель-медиум. Он представляет собой чистое полимерное связующее, которое при смешивании с краской добавляет глянец, создает прозрачность и замедляет процесс высыхания. Существуют также:
- гель для разбавления акрила и придания ему лучшей текучести и разносимости;
- гель-загуститель, создающий эффект техники корпусного письма.
- огромное разнообразие средств, с помощью которых Вы, можете добиться удобства в работе с акриловыми красками.

Подсказка для покупателей: Обычно, работая акриловыми красками в технике художественного декупажа, разбавляют краски водой. Однако вода делает акрил менее прочным. Лучший способ разбавления акрила - это гель-медиум.


Самое безопасное животное на земле - это мужчина в первые пять минут после хорошего секса.
... за счастьем....

Хвасты Процессы Декупаж
 
Форум. Вышивка крестом » ~ ДРУГИЕ ВИДЫ РУКОДЕЛИЯ » Работы в разнообразных техниках рукоделия » Азы декупажа
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Новые комментарии к материалам сайта


Достижения наших форумчан

Доска почета: 2008-2009 / 2010 / 2011 / 2012 / 2013 / 2014 / 2016 / 2017 / 2018 / 2019 / 2020


Вышивка крестом © 2021