В любой вышивке большое значение имеет цветовое решение. Поэтому при подборе ниток необходимо учитывать сочетания цветов, а также влияние их друг на друга.
Для начала следует познакомиться с цветовой гармонией, то есть основными свойствами взаимодействия цветов и согласованностью в сочетании их между собой.
За основу гармоничного подбора цветов берётся цветовой круг, называемый иначе – спектром. Спектр представляет собой непрерывный ряд изменяющихся цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового. Эти цвета отделены друг от друга гаммой промежуточных тонов. Если цвета спектра в том же порядке расположить в круге, то между сине-фиолетовым и красным будет пурпурный.
Визуально цветовой круг разделяется по диаметру пополам, где в одну половину входят тёплые цвета, а в другую – холодные.
Любой цвет характеризуется цветовым тоном, яркостью и насыщенностью.
Цветовой тон – это цветность (красный, синий, жёлтый и т.д.), по нему отличают один цвет от другого.
Яркость – степень близости к белому цвету. Из всех окружающих нас предметов наибольший процент света отражают белые поверхности. Поэтому самые светлые будут цвета, близкие к белому.
Насыщенность цвета определяется степенью его густоты, его предельной окраской. Например, синий цвет считается насыщенным, если его нельзя сделать более синим.
Все цвета классифицируются на хроматические и ахроматические. Хроматические – все цвета спектра, весь ряд бесчисленных оттенков этих цветов. Их называют тональными.
К ахроматическим цветам относят белый, серый и чёрный – бесцветные, неокрашенные цвета, они же – нейтральные.
Ахроматические цвета не имеют насыщенности, цветового тона и отличаются друг от друга только яркостью. Самый яркий цвет – белый. Чёрный цвет яркости не имеет.
Цвета, находящиеся на противоположных сторонах спектрального круга, называют дополнительными. Если провести диаметр через середину красного цвета, то он пересечёт голубо-зелёный цвет, который в цветовом круге находится почти напротив красного, и т. д. При смешивании дополнительных цветов в равных количествах, они как бы гасят друг друга, получается сероватый малонасыщенный цвет. При расположении рядом дополнительные цвета взаимно усиливают насыщенность цвета. Учитывая это свойство дополнительных цветов, лучше не брать их в равных пропорциях: один из них должен служить основным, а другой дополнительным (для отделки).
Любые рядом стоящие цвета влияют друг на друга и могут производить различное впечатление. Всякий цвет в окружении более тёмных цветов кажется светлее, а в окружении более светлых – темнее.
Достичь гармоничного сочетания цветов можно из оттенков, расположенных вблизи друг от друга в пределах одной четвёртой части цветового круга, к примеру, сочетание жёлтого с жёлто-зелёным. Сочетания, составленные из трёх контрастных цветов (или их оттенков) сморятся по-своему красиво и оригинально. Эти цвета лежат на вершинах равностороннего или равнобедренного треугольника, вписанного в цветовой круг.
Прекрасно сочетаются между собой ахроматические цвета: белый с чёрным, чёрный с серым, белым. Эти цвета гармонируют с любым цветом. При этом хроматические тёплые цвета выигрывают рядом с тёмными ахроматическими, а холодные – со светлыми ахроматическими. Насыщенные цвета гармонируют с чёрным или белым, а малонасыщенные – с различными оттенками серого цвета. В любом случае на сочетание цветов оказывает большое влияние преобладание того или иного цвета.
Немаловажным при выборе цвета является его свойство зрительно видоизменять форму и величину предмета. Так, если смотреть на поверхность, покрытую красными и синими пятнами, возникает иллюзия, будто красные пятна расположены ближе к зрителю, чем синие. Светлые и тёплые цвета кажутся нам ближе, чем тёмные и холодные. Поэтому тёплые цвета как бы увеличивают предмет, а холодные уменьшают его.
Это свойство цветов можно использовать для выделения определённой части вышивки, сглаживания резкости очертаний. Работы, которые смотрятся на большом расстоянии, лучше вышивать нитками насыщенных контрастных цветов.
Подбор цвета и ниток для вышивки, цветовое сочетание зависят от назначения вышивки, расположения рисунка, его величины, техники выполнения. В основном, фону (цвету ткани) отводится дополнительное место, а рисунку – главное. Следовательно, фон не должен выделяться, быть ярче основного изображения.